С каждым годом молодежи в интернете становиться больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы
Информационная безопасность
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»
Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
Приказ Минкомсвязи России от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»
Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р
Детские безопасные сайты
- Министерство просвещения Российской Федерации
Официальный сайт https://edu.gov.ru/ - Федеральный портал РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Официальный сайт http://www.edu.ru/ - Единое окно доступа к информационным ресурсам
Официальный сайт http://window.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Официальный сайт http://fcior.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Официальный сайт http://school-collection.edu.ru/ -
Персональные данные Дети
Портал, разработанный специалистами Роскомнадзора http://персональныеданные.дети/ - Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122
Официальный сайт https://telefon-doveria.ru/ - Департамент Смоленской области по образованию
Официальный сайт https://edu.admin-smolensk.ru/ - Региональный сегмент реестра безопасных Интернет-ресурсов для детей
Родителям
1) Преступники в Интернете
Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными
сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного
характера или содержащие сексуальные намеки. Никогда не соглашайтесь на личную
встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.
2) Вредоносные программы
А). Никогда не открывайте никаких вложений, поступивших с электронным письмом, за
исключением тех случаев, когда вы ожидаете получение вложения и точно знаете
содержимое такого файла.
Б). Скачивайте файлы из надежных источников и обязательно читайте предупреждения об
опасности, лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности.
В). Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и
антивирусные средства.
3) Интернет-мошенничество и хищение данных с кредитной карты
А). Посещая веб-сайты, нужно самостоятельно набирать в обозревателе адрес веб-сайта или
пользоваться ссылкой из «Избранного» (Favorites); никогда не нужно щелкать на ссылку,
содержащуюся в подозрительном электронном письме.
Б). Контролируйте списание средств с ваших кредитных или лицевых счетов. Для этого
можно использовать, например, услугу информирования об операциях со счетов по SMS,
которые предоставляют многие банки в России.
4) Азартные игры
Помните, что нельзя играть на деньги. Ведь, в основном, подобные развлечения
используются создателями для получения прибыли. Игроки больше теряют деньги, нежели
выигрывают. Играйте в не менее увлекательные игры, те, которые не предполагают
использование наличных или безналичных проигрышей/выигрышей.
5) Онлайновое пиратство
Помните! Пиратство, по сути, обычное воровство, и вы, скорее всего, вряд ли захотите
стать вором. Знайте, что подлинные (лицензионные) продукты всегда выгоднее и надежнее
пиратской продукции. Официальный производитель несет ответственность за то, что он
вам продает, он дорожит своей репутацией, чего нельзя сказать о компаниях–
распространителях пиратских продуктов, которые преследуют только одну цель –
обогатиться и за счет потребителя, и за счет производителя. Лицензионный пользователь
программного обеспечения всегда может рассчитывать на консультационную и другую
сервисную поддержку производителя, о чем пользователь пиратской копии может даже не
вспоминать. Кроме того, приобретая лицензионный продукт, потребитель поддерживает
развитие этого продукта, выход новых, более совершенных и удобных версий. Ведь в
развитие продукта свой доход инвестирует только официальный производитель.
6) Интернет-дневники
Никогда не публикуйте в них какую-либо личную информацию, в том числе фамилию,
контактную информацию, домашний адрес, номера телефонов, название техникума, адрес
электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах
мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения. Никогда не помещайте в
журнале провокационные фотографии, свои или чьи-либо еще, и всегда проверяйте, не
раскрывают ли изображения или даже задний план фотографий какую-либо личную
информацию.
7) Интернет-хулиганство
Игнорируйте таких хулиганов. Если вы не будете реагировать на их воздействия,
большинству гриферов это, в конце концов, надоест и они уйдут.
8) Недостоверная информация
Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки
материалов обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам.
9) Материалы нежелательного содержания
Используйте средства фильтрации нежелательного материала. Научитесь критически
относиться к содержанию онлайновых материалов и не доверять им.
Педагогам
Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)
1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
4. Проявляйте интерес к «виртуальной» жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.
10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.
11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.
Методические и справочные материалы
Как безопасно общаться в социальных сетях ПАМЯТКА для школьников
1 Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей.
2 Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы.
3 Защищай свою репутацию. Держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели то, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить.
4 Не используй реальное имя. Когда в сети разговариваешь с незнакомыми людьми, не называй и не используй реальное имя. Не раскрывай информацию о себе: место жительства, место учебы и прочее.
5 Не сообщай свое местоположение. Избегай размещения фотографий в интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить местоположение.
6 Используй сложные пароли. При регистрации пиши сложные пароли. Они должны содержать не менее восьми знаков и включать в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак.
7 Используй разные пароли. Для социальной сети, почты и других сайтов создавай разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не ко всем сразу
Как защититься от кибербуллинга ПАМЯТКА для школьников
КИБЕРБУЛЛИНГ – ситуация, когда человека в Сети преследуют сообщениями, которые содержат оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование.
1 Не бросайся в бой. Лучший способ: посоветоваться, как себя вести, и если нет того, к кому можно обратиться, то вначале нужно успокоиться. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт.
2 Управляй своей киберрепутацией. Ищи способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом обидчика. Анонимность в Сети мнимая.
3 Береги виртуальную честь смолоду. Не веди хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все действия и сохраняет их. Удалить их будет сложно.
4 Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии.
5 Блокируй агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях можно запретить конкретным адресам присылать сообщения.
6 Поддержи жертву кибербуллинга. Покажи преследователю, что оцениваешь его действия негативно. Сообщи взрослым о факте агрессивного поведения в Сети.
ПАМЯТКА для школьников
ЦИФРОВАЯ РЕПУТАЦИЯ – это твой имидж, который формируется из информации о тебе в интернете. Компрометирующая информация в интернете может серьезно отразиться на реальной жизни. Твое место жительства, учебы, твое финансовое положение, особенности характера и рассказы о близких – все это накапливается в Сети.
Многие подростки легкомысленно относятся к публикации личной информации в интернете, не понимая возможных последствий. Ты даже не задумываешься о том, что фотография, размещенная пять лет назад, может стать причиной отказа принять тебя на работу.
Комментарии, фотографии и твои действия могут не исчезнуть даже после того, как ты их удалишь. Ты не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она. Найти информацию много лет спустя сможет любой – как из добрых побуждений, так и с намерением причинить вред.
1 Не публикуй сразу. Подумай, прежде чем что-то публиковать у себя в блоге или в социальной сети, пересылать в личном сообщении.
2 Установи ограничения в настройках профиля. Ограничь просмотр профиля и его содержимого. Сделай его только «для друзей».
3 Берегись исков за оскорбление личности в интернете (ст. 282 УК). Не размещай информацию, которая может кого-то обижать, и не ссылайся на нее.
Методические рекомендации, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников
Сайт "Азбука цифрового мира" https://www.edu.yar.ru/azbuka/
Поможет организовать увлекательное онлайн-занятие с элементами соревнования в каждом классе.
Сайт "Подросток и закон" https://podrostok.edu.yar.ru/safety/index.html
Баннер акции «Мы – ЗА безопасный Интернет» https://www.edu.yar.ru/safety/lenta/
Участниками Интернет-акции «Мы – ЗА безопасный Интернет» могут стать образовательные организации, детские и молодежные клубы и объединения, а также каждый неравнодушный пользователь сети Интернет.
Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников
Видео-материалы для проведения уроков по вопросам защиты персональных данных
Презентация для детей 9-11 лет для использования на уроке: /docs/deti_9-11zvuk.pptx
Презентация для детей 12-14 лет для использования на уроке: /docs/Deti_12-14_zvuk_2.pptx
Урок для школьников по вопросам защиты персональных данных:
https://pd.rkn.gov.ru/docs/video/114_320_1.mp4
https://pd.rkn.gov.ru/docs/video/114_320_4.mp4
https://pd.rkn.gov.ru/docs/video/114_320_5.mp4
https://pd.rkn.gov.ru/docs/video/114_320_2.mp4
https://pd.rkn.gov.ru/docs/video/114_320_3.mp4
Документы
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»
Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р